Крейсер «Червона Украiна» на обороне Севастополя
17.10.2017 00:00
Автор: Admin
На Графской пристани в городе-герое Севастополе можно увидеть мемориальную доску, на которой изображен корабль и под ним слова: «Здесь, ведя бой с противником, 12 ноября 1941 года погиб крейсер «Червона Украина».
История крейсера
Известно, что еще 19 октября 1915 года в городе Николаеве было начато его строительство. Но далее – Первая мировая и Гражданская войны, работы были приостановлены на длительное время.
В феврале 1919 года французские интервенты овладели судном. Однако в один из мартовских дней экипаж крейсера поддержал власть Советов, и на мачте корабля заалело красное знамя.
Далее в январе 1920 года на нем новые хозяева – белогвардейцы, под их руководством судно было на буксире отправлено в Одессу и там посажено на мель. Но уже в феврале большевикам удалось возвратить его на прежнее место.
26 декабря 1922 года кораблю было присвоено имя « Червона Украина». После этого заводы Николаева развернули работы по достройке крейсера в соответствии с его начальным проектом. По истечении 4,5 лет судно было причислено к Черноморской флотилии.
По решению И.В. Сталина, который 25 июля 1929 года побывал на «Червоной Украине», кораблю было предписано переправиться в Средиземное море и совершать дружественные визиты в Италию и Грецию. Помимо этих стран корабль два раза швартовался у берегов Турции.
На обороне Севастополя
Фашистские бомбардировщики обрушились на корабль 12 ноября 1941 года, в то время он находился у Графской пристани Севастополя. Первый заход совершили 28 вражеских машин и в 11.00 две авиабомбы попали в шкафут судна, а 12.24 еще три бомбы разорвались рядом с судном. В итоге передняя часть крейсера заметно опустилась в воду, но экипаж мужественно сражался.
До самой ночи повторялись налеты врага, погибло 70 членов команды, но ни одна бомба больше не попала в цель. Моряки прилагали неимоверные усилия, чтобы спасти свое судно, но через пробоины в левом и правом бортах вода постепенно заполняла внутренности крейсера. Крен судна в ночь на 13 ноября достиг критической точки (40°), и капитан Заруба по приказу командующего флотом дал команду оставить тонущий корабль. Судно затонуло, как только все покинули его.
Члены команды были направлены в воинские части, которые обороняли город. А 130-мм пушки, демонтированные с корабля, были использованы для создания 4 береговых батарей.
Но история «Червоной Украины» на этом не завершилась.
С окончанием войны судно подняли и восстановили, оно стало играть роль плавучего учебного центра. В 1952 году корабль поместили рядом с Бакайской косой, и он стал мишенью для учебного бомбометания морской авиации. Таков финал истории судна.