1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Крейсер «Червона Украiна» на обороне Севастополя

17.10.2017 00:00

Автор: Admin

PDF Печать E-mail

На Графской пристани в городе-герое  Севастополе можно увидеть мемориальную доску, на которой изображен корабль и под ним слова: «Здесь, ведя бой с противником, 12 ноября 1941 года погиб крейсер «Червона Украина».

История крейсера
Известно, что еще 19 октября 1915 года в городе Николаеве было начато его строительство. Но далее – Первая мировая и Гражданская войны,  работы были приостановлены на длительное время. 
В феврале  1919 года французские интервенты  овладели судном. Однако в один из мартовских дней экипаж крейсера  поддержал  власть Советов, и на мачте корабля заалело   красное знамя.

Далее в январе  1920 года  на нем новые хозяева – белогвардейцы, под их руководством судно было на буксире отправлено в Одессу и там посажено на мель. Но уже в феврале большевикам удалось возвратить его  на прежнее место.
26 декабря 1922 года кораблю было присвоено имя « Червона Украина».  После этого заводы Николаева развернули работы по достройке крейсера в соответствии с его начальным проектом.  По истечении 4,5 лет судно было причислено к Черноморской флотилии.
По решению И.В. Сталина, который 25 июля 1929 года побывал на «Червоной Украине», кораблю было предписано переправиться  в Средиземное море и совершать дружественные визиты в Италию и Грецию.  Помимо  этих стран корабль два раза швартовался у берегов  Турции.

На обороне Севастополя
Фашистские бомбардировщики обрушились на  корабль  12 ноября 1941 года, в то время он находился  у Графской пристани Севастополя. Первый заход совершили 28 вражеских машин и в 11.00  две авиабомбы попали в шкафут судна, а 12.24  еще три бомбы разорвались рядом с  судном. В итоге передняя часть крейсера заметно опустилась в воду, но экипаж мужественно сражался.

До самой ночи повторялись налеты врага, погибло 70 членов команды, но ни одна бомба больше не попала в цель. Моряки прилагали неимоверные усилия, чтобы спасти свое судно, но через  пробоины в левом и правом бортах вода постепенно заполняла внутренности крейсера. Крен судна в  ночь на 13 ноября  достиг критической точки (40°), и капитан  Заруба по приказу командующего флотом  дал  команду оставить тонущий корабль. Судно затонуло, как только все покинули его.
Члены команды  были направлены в воинские части, которые обороняли город. А 130-мм пушки, демонтированные с корабля,  были использованы для создания 4 береговых батарей.
Но история «Червоной Украины» на этом не завершилась.

С окончанием  войны судно подняли и восстановили, оно стало играть роль  плавучего учебного центра.  В 1952 году корабль поместили рядом с Бакайской  косой, и он стал мишенью для учебного бомбометания морской авиации. Таков финал истории судна.

Реклама